ГБОУ "Школа № 94 г.о. Донецк"
Донецкая Народная Республика, городской округ Донецк, город Донецк
  • Увлечения / Пристрастия

    Жизнь великого писателя XIX века Николая Васильевича Гоголя (1809-1852) овеяна мистикой и тайнами. Насколько великим был этот человек, настолько загадочной была его личность. Что знаём мы о нём? Талантливый писатель, великолепный драматург, справедливый критик. Кажется, вся его жизнь — это одни сплошной роман. И это, пожалуй, детектив. Гоголь вёл крайне аскетический образ жизни: у него не было собственного дома (хотя признание при жизни позволяло), не обзавёлся он и семьёй, а из наследников у него осталось только книги. Всю свою любовь он отдавал матери, сёстрам и друзьям. Он неохотно говорил о своих переживаниях, и даже с близкими не делился своими чувствами. А чувства, хотя им не суждено было в серьёзные отношение, у писателя были.
     

    Николай Васильевич Гоголь был не только талантливым писателем, но и очень разносторонним человеком

    Среди увлечений Гоголя можно выделить целый список:

    • будучи человеком творческим, писатель очень любил петь (несмотря на отсутствие слуха) и рисовать;
    • Гоголь был коллекционером, собирал коллекцию из английских кипсеков с видами зарубежных стран;
    • литератор очень любил делать эскизы исторических архитектурных красот, которые он посещал;
    • увлекался Гоголь и ботаникой, подолгу проводя время в оранжереях.

    Увлечения и пристрастия Н.В. Гоголя

    5 женщин в жизни Николая Гоголя: какой след они оставили в жизни великого писателя

    Мария Ивановна Гоголь-Яновская

    Как говорили современники Гоголя, мать была самой главной женщиной в его жизни. Ради неё он писал. Благодаря ей появились «Вечера на хуторе...». Её он боготворил и любил всем сердцем. Мария Ивановна стала для него воплощением всего, что он знал о женщинах. И именно с ней он сравнивал всех остальных. Оно и понятно, ведь не каждая могла пережить то, что пережила мать Гоголя.

    В семье Марии Ивановны и Василия Афанасьевича Гоголь-Яновских родилось двенадцать детей, из которых выжили только четыре дочки и два сына. В возрасте 47 лет скончался глава семейства. С тех пор 16-летний Николай был единственным мужчиной в доме. На хрупкие юношеские плечи упал груз ответственности за остальных членов семьи, но мать не бросила его в одиночку.

    Она всегда играла первую скрипку в жизни сына. Это Мария Ивановна привила ему любовь к мистике и суевериям. Можно сказать, что не было бы Марии Ивановны, не было бы того Гоголя, которым мы его знает сейчас.

    Александра Смирнова-Россет

    Александра Осиповна Смирнова-Россет, фрейлина русского императорского двора, знакомая и товарищ многих российских писателей и поэтов. В её круг общениях входили Пушкин, Вяземский и, естественно, Гоголь.

    Биографы уверены, что именно темноволосая и кареглазая Сашенька была первой серьёзной влюблённостью великого писателя. Остаётся фактом, что для Гоголя она была настоящей музой и источником большого вдохновения. Их познакомил Жуковский в 1831 году. Её большие восточные глаза пленили мастера сразу.

    У них завязалась трогательная романтичная переписка. Николай Васильевич делился с фрейлиной идеями и планами по написания новых произведений, обсуждал только что опубликованные работы. Однако так и не решился признаться ей в любви.

    По воспоминаниям друзей Гоголя и Россет, девушка знала, что писатель питает к ней глубокие чувства, и взамен отвечала ему мягкостью совсем не нежной натуры. Но о большем, нежели дружеское общение не могло быть и речи. Высокое положение Александры не позволяло ей связывать судьбу с бедным писателем.

    В 1832 году фрейлина вышла замуж за влиятельного дипломата Николая Смирнова. Их с Гоголем больше не будут связывать романтические связи, но дружбу с ним Смирнова-Россет пронесёт через всю жизнь.

    Анна Виельгорская

    С Анной Михайловной, как и её семьёй, Гоголь познакомится в любимой Италии. Она была младше него на 14 лет, и с ней Гоголь ощущал себя учителем. Он намеревался перевоспитать юную кокетку, сделать из неё жену, какой была его мать. В конце концов, поселиться с ней в деревне. Лучше невесты, чем Анечка, он не мог себе представить.

    По словам Сергея Аксакова, девушка стала прототипом Уленьки — героини второго тома «Мёртвых душ». Николай Васильевич восхищался нежной красотой и острым умом Анны. В последние годы жизни они редко виделись, всё больше общались через переписку. В письмах Гоголь давал ей советы и наставления по различным аспектам жизни, особенно по вопросам любви.

    Ходили слухи, что весной 1850 года Гоголь попросил у графа Виельгерского руку и сердце его дочери. Он сватался к Анне Михайловне через Алексея Веневитинова, старшего зятя Виельгерских. Но писателю крайне резко отказали. Именитый музыкант не мог допустить, чтобы Анна связала свою жизнь с человеком, у которого даже собственного дома не было.

    Этот отказ глубоко ранил чувства Гоголя, но больше всего пострадала его гордость. Речь шла даже не о любви, а об уязвлённом самолюбии. Потерянный, огорчённый и униженный, он не единожды посещал Троице-Сергиеву лавру. Его депрессия усугублялась по мере того, как медленно и не плодотворно писались «Мёртвые души». Это был первый и последний раз, когда Николай Гоголь попытается устроить свою семейную жизнь.

    Мария Синельникова

    Ещё одной женщиной, которая сумела притронуться к сердцу Гоголя, была его двоюродная сестра Мария Николаевна Синельникова (урождённая Кованько). В 17 лет её выдали замуж за зажиточного помещика Синельникова, но супружеская жизнь не задалась. Мария попросила развод и переехала в своё имение во Власовке по Харьковом. Окунувшись головой в свободу, она ведёт активную светскую жизнь. Однажды к больной и одинокой женщине приехали родственники, среди которых был и Николай Васильевич.

    С 1843 года между ними шла активная переписка. Мария поразило сочетание покладистого характера, чуткого сердца и твёрдых взглядов в Гоголе. Впрочем, он проявлял к ней «истинно братское сочувствие» в её сложном душевном состоянии. Чувства Марии были настолько сильны, что она единственная (кроме матери) из всех женщин Гоголя, призналась ему в любви.

    Во время визитов родственников в дом она ни на шаг не отходила от писателя. К сожалению, их отношения зародились незадолго до его смерти. Николай Васильевич находился под сильным влиянием религиозной и мистической моды того времени, регулярно постился и даже не думал о женитьбе. Их роман продлился всего чуть больше недели. Затем Гоголь навсегда покинул имение Синельниковой. А через два года гения не стало.

    Биографы уверены, что перед своей смертью Мария Николаевна уничтожила все письма к и от Гоголя, дабы не впускать посторонних в их мир. До самой кончины она носила траурное золотое кольцо, надпись внутри которого гласила: «Сконч. Н. Гоголь, 1852 г. фев. 21».
     

    Евдокия Ростопчина

    Графиня Евдокия Петровна Ростопчина (урождённая Сушкова) — поэтесса, переводчица, драматург и прозаик, до самой смерти была горячей поклонницей творчества Николая Васильевича. Они не были знакомы и даже никогда не встречались, но Гоголя Евдокия Петровна оплакивала как самого дорогого ей человека. На то время она жила в Москве и смогла лично отдать дань уважения литературному мастеру, о чём до сих пор ходят легенды.

    Поговаривают, что после смерти писателя у его гроба всю ночь молилась женщина в тёмной вуали. Под прозрачною ткань скрывалась графиня Евдокия Ростопчина. Возможно, именно она была тем самым идеалом, который так хотел найти Гоголь. Вряд ли об этом кто-нибудь когда-либо узнает. За жизнь Гоголь не смог ощутить всей меры любви, которую он завоёвывал свои творчеством. Лишь после смерти она нашла писателя.

    Так и не познав взаимной любви, не связав себя узами Гименея, Гоголь ушёл из жизни печально одиноким. Но вместе с тем, он навсегда увековечил себя в истории своими великими произведениями, которые и сегодня продолжают волновать умы и души людей. Он не был одним из семы известных литераторов, страдавших из-за женщин, но истории его любви были не менее безрадостны и трагичны.
     

    «Фрак по последней моде»: Гоголь — молодой щеголь

    Николай Гоголь интересовался модой с юности: сам подшивал себе сюртуки, кроил наряды сестрам. В 1827 году он писал своему ближайшему другу Герасиму Высоцкому: «Позволь еще тебя попросить об одном деле: нельзя ли заказать у вас в Петербурге портному самому лучшему фрак для меня? Узнай, что стоит пошитье самое отличное фрака по последней моде. <…> Напиши, пожалуйста, какие модные материи у вас на жилеты, на панталоны. Какой-то у вас модный цвет на фраки?» А сразу после окончания Нежинского лицея Гоголь раньше своих товарищей оделся в штатский костюм. Его учитель Иван Кулжинский вспоминал:

    Как теперь вижу его, в светло-коричневом сюртуке, которого полы подбиты были какою-то красною материей в больших клетках. Такая подкладка почиталась тогда nec plus ultra (с лат. «крайняя степень») молодого щегольства, и Гоголь, идучи по гимназии, беспрестанно обеими руками, как будто ненарочно, раскидывал полы сюртука, чтобы показать подкладку.

    Иван Кулжинский, «Воспоминания учителя», 1854 год

    «Я заставал его перед столом с ножницами и другими портняжными материалами»: Гоголь — страстный рукодельник

    Классик страстно любил рукоделие. Еще в детстве, как вспоминала его сестра Ольга, он «ходил к бабушке и просил шерсти, вроде гаруса, чтобы выткать поясок: он на гребенке ткал пояски», а позже писателя можно было застать за вышиванием и вязанием: «Несмотря на жар в комнате, мы заставали его еще в шерстяной фуфайке поверх сорочки. «Ну, сидеть, да смирно!» — скажет он и продолжает свое дело, состоявшее обыкновенно в вязанье на спицах шарфа или ермолки или в писании чего-то чрезвычайно мелким почерком на чрезвычайно маленьких клочках бумаги», — вспоминал сын историка Михаила Погодина — Дмитрий Погодин.

    А Павел Анненков в своих воспоминаниях рассказывал, что «с приближением лета он [Гоголь] начинал выкраивать для себя шейные платки из кисеи и батиста, подпускать жилеты на несколько линий ниже проч., и занимался этим делом весьма серьезно. Я заставал его перед столом с ножницами и другими портняжными материалами, в сильной задумчивости». 

    Николай Васильевич рисовал узоры для тканья ковров, умело шил себе платки, ткал пояса, поправлял шинели и жилеты, искусно кроил занавески и наряды для своих сестёр.

    Также в воспоминаниях о Н. Гоголе можно встретить истории о том, что друзья писателя, у которых Николай Васильевич останавливался, частенько заставали его утром за вязанием на спицах.

    Издание в шестнадцатую долю листа: коллекция Гоголя

    Гоголь любил книги, но особенно ему нравились миниатюрные издания, на которые он мог тратить большие деньги: «Страсть к ним до того развилась в нем,  — писал первый биограф Гоголя Пантелеймон Кулиш, — что, не любя и не зная математики, он выписал «Математическую энциклопедию» Перевощикова на собственные свои деньги, за то только, что она издана была в шестнадцатую долю листа».

    Гений, который любил поесть

    Вопрос о том, как кулинарные пристрастия писателей находят свое отражение в их произведениях, пока еще ждет своего вдумчивого исследователя. Однако и теперь уже можно предположить, что если в тексте присутствует увлекательное описание процесса приготовления или употребления пищи, то, скорее всего, автор этого текста сам был не прочь хорошо покушать.

    В самом деле, легко представить, что для описания несчастной любви героя, вовсе не обязательно самому иметь подобный личный опыт. Но, согласимся, описать вкус хорошо приготовленного блюда можно лишь при условии, что ты сам его однажды с удовольствием ел.  



    „"Ничего не упомяну ни о мнишках* в сметане, ни об утрибке*, которую подавали к борщу, ни об индейке со сливами и изюмом, ни о том кушанье, которое очень походило видом на сапоги, намоченные в квасе, ни о том соусе, который есть лебединая песнь старинного повара … Не стану говорить об этих кушаньях потому, что мне гораздо более нравится их есть, нежели распространяться о них в разговорах".

    Н.В. Гоголь «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

    * Мнишки — блюдо, похожее на сырники. Шарики из муки, яиц, творога, молока и вареного тертого картофеля формуют в шарики и жарят в масле до готовности. Подают, как и написано, со сметаной.
    * Утрибка — блюдо из потрохов.


    Николай Васильевич Гоголь имел безусловное право на такие слова. Современники отмечают, что с юных лет будущий гений русской словесности был, мягко говоря, неравнодушен к еде, а сказать прямо, обожал сладости.  Его карманы были всегда полны всякой вкуснятиной — конфетами, печеньями, кусками пирожков, сахара и пр. Он беспрестанно жевал липкие сладости, даже во время занятий, и соученики, бывало, брезговали дотрагиваться до его учебников. Любовь к сладкому сохранилась у писателя на всю жизнь.

    Считается, что если бы Гоголь не стал великим писателем, то стал бы настоящим мастером-поваром. Особенной его любовью пользовались макароны, которые он просто обожал и есть и готовить. Когда в Италии, где писатель провел немало лет, он приходил в тратторию и заказывал любимое блюдо, вокруг него собирались посетители, чтобы возбудить собственный аппетит: Гоголь ел за четверых. И наоборот, друзья вспоминают, с каким воодушевлением писатель сам макароны готовил: „Потребует себе большую миску и с искусством истинного гастронома начнет перебирать их по макаронке, опустит в дымящуюся миску сливочного масла, тертого сыру, перцу, перетрясет все вместе и, открыв крышку, с какой-то особенно веселой улыбкой, обведя глазами всех сидящих за столом, воскликнет: «Ну, теперь ратуйте, людие!».

    Специалисты насчитывают в произведениях писателя десятки упоминаний , а то и рецептов блюд самых разных кухонь — украинской, русской, европейской. Можно сказать, что еда, в том или ином виде, занимает весьма достойное место в художественной палитре мастера. Вспомним знакомую с школы комедию „Ревизор“. „Открытие“ Хлестакова началось с  того, что два приятеля, Добчинский и Бобчинский встретились у будки, торгующей пирогами и отправились к  Филиппу Антоновичу Почечуеву, к которому ранее уже была отправлена ключница за бочонком для французской водки. Пойти то они, пошли, да по дороге Добчинский почувствовал голод: „« В желудке-то у меня… с утра я ничего не ел, так желудочное трясение…А в трактир… привезли теперь свежей семги, так мы закусим».“ В трактире они и обнаружили Хлестакова, который, сам испытывая который день „желудочное трясение“, заглядывал обедающим в тарелки. Так голод сводит вместе будущего ревизора с его излишне доверчивыми подопечными.

    Впрочем, уже скоро, Хлестаков признается: „Завтрак был очень хорош; я совсем объелся“ и добавляет: „Я люблю поесть.“ И, конечно, последующий рассказ о шикарной жизни вечно недоедающего любителя поесть, не обходится без арбуза за семьсот рублей и кастрюльки с супом прямо из Парижа.

    Самые разные кушанья могут быть представлены у  Гоголя в сатирическом, ироническом и даже лирическом контекстах, но они всегда столь убедительны, что не приходится сомневаться: великий писатель отлично понимал какое наслаждение может подарить вкусная обильная еда и, наоборот, какие муки приносит человеку голод, особенно, если этот человек любит плотно поесть.

    Гоголь оставил потомкам не только литературное, но и кулинарное наследство. Изданы целые книги с рецептами блюд и напитков, связанных с гоголевскими произведениями. В ресторанах и литературных клубах, а при желании, и у себя дома, можно отведать настоящий бараний бок с гречневой кашей или борщ с пампушками, кулебяку с разнообразными начинками, не позабыв про вареники и галушки. А там, если войти во вкус, дело может дойти и до поросенка, запеченного с хреном и сметаной. Не говоря о закусках, например о грибочках с чебрецом, с гвоздиками, мускатными орехами и смородиновым листом. 

    Спагетти и макароны со сливочным маслом и пармезаном по Гоголю

    Н. В. Гоголь, находясь в любезной его сердцу Италии, со свойственной ему дотошностью подробно изучил, как там готовят макароны, и безуспешно пытался приобщить к этому, сравнительно новому для России тех времен продукту, своих друзей в России, которые, увы, не оценили ни его стараний, ни вкуса макарон, приготовленных по всем итальянским правилам.  

    Даже близко друживший с ним С. М. Аксаков писал об этом с легкой усмешкой: «Третьего числа, часа за два до обеда, вдруг прибегает к нам Гоголь (меня не было дома), вытаскивает из карманов макароны, сыр пармезан и даже сливочное масло и просит, чтоб призвали повара и растолковали ему, как сварить макароны… Когда подали макароны, которые, по приказанию Гоголя, не были доварены, он сам принялся стряпать. Стоя на ногах перед миской, он засучил обшлага и с торопливостью, и в то же время с аккуратностью, положил сначала множество масла и двумя соусными ложками принялся мешать макароны, потом положил соли, потом перцу и, наконец, сыр и продолжал долго мешать.

    Нельзя было без смеха и удивления смотреть на Гоголя; он так от всей души занимался этим делом, как будто оно было его любимое ремесло, и я подумал, что если б судьба не сделала Гоголя великим поэтом, то он был бы непременно артистом-поваром. Как скоро оказался признак, что макароны готовы, то есть когда распустившийся сыр начал тянуться нитками, Гоголь с великою торопливостью заставил нас положить себе на тарелки макарон и кушать. Макароны точно были очень вкусны, но многим показались не доварены и слишком посыпаны перцем; но Гоголь находил их очень удачными, ел много и не чувствовал потом никакой тягости, на которую некоторые потом жаловались… Во все время пребывания Гоголя в Москве макароны появлялись у нас довольно часто». 

    Рецепт и этапы приготовления:

    200 г спагетти или макарон, 50 г сливочного масла, 75 г натертого на мелкой терке пармезана, молотый душистый перец, соль.
    В кипящую воду положить спагетти или макароны и отварить «аль денте», или, по Гоголю, «недоварить». При этом следует руководствоваться временем, указанным на упаковке, и собственным опытом.

    Быстро слить воду, откинув на дуршлаг, не мешкая вернуть в горячую кастрюлю и, поступить как великий писатель, который так и не став артистом-поваром, «двумя соусными ложками принялся мешать макароны, потом положил соли, потом перцу и, наконец, сыр и продолжал долго мешать».

    Когда масло и сыр распустятся, следует «с великою торопливостью» подавать макароны на горячих тарелках, украсив листиками базилика или орегано.

    Гастрономические факты о Н. Гоголе:

    1) Гоголь с самого детства был сладкоежкой. Его карманы всегда были полны кусочками сахара, леденцами. Об этом вспоминали многие однокашники писателя.

    2) Любимым сладким угощением Гоголя был компот. Об этом писал исследователь творчества Гоголя В.И. Шенрок, со слов княжны Варвары Николаевны Репниной. Гоголь с удовольствием ел (!), именно ел компот, приготовленный княжной. Дело в том, что в дореволюционной России компот был десертом, имеющим довольно густую консистенцию. И есть его было принято ложками!

    3) Сам писатель любил устраивать дома чаепития. По воспоминаниям современников, заваривался большой самовар, ставились на стол разные сладости и чаепитие начиналось.

    4) Гоголь очень любил готовить. Так, по воспоминаниям C.Т. Аксакова, в день праздника нельзя было без смеха наблюдать, как «Гоголь непрестанно приподнимал крышки с кастрюль и внюхивался в струящиеся оттуда ароматы. Наблюдал за тем, как жарились перепела и каплуны, как закипали вареники с вишней, а в духовке шипел жирный слоеный пирог», писатель давал поварам «множество авторитетнейших советов» и, по словам друга Гоголя, даже приглашенный шеф-повар популярного московского трактира рядом с писателем “ощущал себя начинающим поваренком”.

    5) Коронным блюдом писателя были спагетти. Их рецепт Гоголь привез из Италии. Он слегка их недоваривал, и пока  они еще были горячие, выливал сверху масло и тёр сыр. Затем раскладывал по тарелкам, и все приступали к трапезе. Об этом также писал Аксаков в книге «История моего знакомства с Гоголем».

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie